Работа психолога с гиперактивными детьми.
В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается. Для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель или учитель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.
Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
В течение нескольких десятилетий и в нашей стране, и за рубежом проводились биохимические исследования работы мозга таких детей, в результате которых было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга. Это области, которые ответственны за контроль поведения. Таким образом, не следует обвинять ребенка в отсутствии желания или волевых усилий («может, но не хочет!»). Необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием, являются результатом измененной биохимической активности мозговых структур («хочет, старается, но не может!»).
В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция» (ММД) и связывают ее с определенными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов. Дети с ММД оказываются менее стрессоустойчивыми, у них снижена умственная работоспособность, наблюдается моторная неловкость, повышенная утомляемость, излишняя чувствительность; у мальчиков может отмечаться гиперактивность, агрессивность, упрямство.
Наблюдения ученых показали, что ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности и только некоторым детям присуще гиперактивность. Однако гиперактивные дети всегда страдают «дефицитом внимания». В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
Какую помощь может оказать психолог при выявлении у детей нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью?
- Посоветовать родителям – отвести ребенка на консультацию к психоневрологу для постановки точного диагноза и разграничения СДВГ с рядом состояний и заболеваний, при которых наблюдаются сходные внешние проявления;
- Объяснить родителям, что гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват;
- Предложить адекватную программу психологической коррекции гиперактивности ребёнка и обучение взаимодействию с ним.
Вот некоторые советы родителям, которые стоит соблюдать:
- Не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
- При необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
- Хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте своё одобрение, если он довел какое-то дело до конца.
- Обратитесь к психологу и в сотрудничестве со специалистом последовательно, и целенаправленно работайте для сглаживания проявлений этого нарушения.
Психолог предлагает:
Работу родителями по принятию своего ребенка и обучению их способам взаимодействия с ним.
Коррекционные занятия с ребенком продолжительностью 30-45 минут. Эти занятия включают в себя игры на развитие произвольных процессов и внимания, контроля за импульсивностью и телесно-ориентированные упражнения.
Поскольку данные нарушения имеют органическое происхождение, то коррекция требует достаточно длительного времени. Последовательное и спокойное приучение ребенка к внимательной работе, к сдерживанию своих импульсивных желаний и реакций является основной лечебно-воспитательной задачей, которая в конечном итоге приведёт к успеху.
Работа психолога с гиперактивными детьми хорошо зарекомендовала себя как в отечественной практике, так и за рубежом. Вместе мы справимся с этой проблемой!
В статье использованы материалы из книги И.Л. Арцишевской «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду». Изд.-М.:Книголюб, 2004