Работа психолога с застенчивыми детьми.
Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Застенчивость – сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия – от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.
Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение.
Последствия застенчивости могут быть удручающими:
- Отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
- Невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права;
- Боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д.
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепляется.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и психолога, и педагогов, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своей застенчивости не только не помогает, а, наоборот, мешает ее преодолеть. Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения вызывает еще большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением.
Как же помочь застенчивому, нерешительному ребенку?
В первую очередь надо выработать определенный стиль поведения с ними. Это касается и педагогов, и родителей.
Необходимо:
- Постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;
- Привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением;
- Расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе домой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок – предоставить ребенку определенную меру свободы и открытых действий, сдерживая свое беспокойство и желание все делать за него.
Общение с застенчивыми детьми требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной.
Особая тактичность ожидается от воспитателя: в группе, перед другими детьми, неуверенность ребенка возрастает, и он острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия.
Чем же в такой ситуации может помочь психолог?
- Выявить причину данного состояния в каждом отдельном случае.
- Направить ребенка к соответствующим специалистам при обнаружении явной патологии.
- Помочь создать благоприятную для ребенка среду в семье, в школе, в детском саду.
- Проводить коррекционные занятия с застенчивыми детьми.
Коррекционная работа проводится 1-2 раза в неделю. На ребенка заводится дневник наблюдений, в котором фиксируются особенности настроения и поведения ребенка. Предлагаемая система занятий мною апробирована в течение нескольких лет и показала высокую результативность. Обычно те дети, которые проходят весь цикл занятий, начинают адекватно оценивать себя и не испытывают робости в общении со взрослыми и сверстниками.
Материалом занятий служат игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных способностей. Во время их провидения психолог помогает детям:
- Преодолеть застенчивость, замкнутость, скованность, нерешительность, двигательно раскрепоститься;
- Развить язык жестов, мимики и пантомимики
- Понять, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения;
- Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развить умение адекватно выражать свои эмоции;
- Развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательное отношение друг к другу.
Продолжительность каждого занятия составляет 30 — 45 минут.
Цикл занятий рассчитан на несколько месяцев, если они проходят один или два раза в неделю. Занятия могут проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Приглашаем вас и вашего ребенка на консультацию!
В работе над статьей использовались материалы Катаевой Л.И. из книги «Работа психолога с застенчивыми детьми». – М.: Книголюб, 2004.