Помощь себе в мрачные периоды
Чем глубже твоё горе проникло в тебя, тем больше и радости может вместиться в тебе.
Джебран Халиль Джебран
Сознание не может родиться без боли.
К.Г.Юнг
Слова мало что значат для того, кто действительно переживает тяжёлый кризис. Вы далеко не всегда верите, что объявшая вас темнота куда-то может привести, а в конце тоннеля рано или поздно забрезжит свет. Вам бывает непросто сохранить убеждение, что вы, возможно, всё-таки не сошли с ума, не заболели и не умираете. Конечно, заниматься помощью самому себе, находясь на самом дне пустоты и потеряв жизненные ориентиры-дело не лёгкое, но мы можем этому научиться.
Суть мрачных периодов как раз такова, что заставляет человека усомниться в возможности их преодоления.
Энн Йоманс обозначает два уровня мрачных периодов: Личностный и Глобальный.
Мрачные периоды личности – это кризисы, связанные с различного рода утратами, со смертью любимого человека, потерей семьи или друга, кризисы, вызванные болезнью, работой, или отношениями с людьми. Сюда же можно отнести, например, кризис прощания с отчим домом, кризисы среднего и пожилого возраста. Многие из подобных кризисов остаются безымянными, и не привязываются к каким – то конкретным внешним событиям, хотя и переживаются как серьёзные личностные сдвиги.
Мрачные периоды глобального уровня – это потопы, эпидемии, рабство, мировые войны, ядерная угроза, кислотные дожди, подростковая преступность, голод, насилие, разводы, гомосексуализм и т.д. Многого мы даже не осознаём. Мы сталкиваемся с подобными вещами, будучи восприимчивыми существами, но не всегда понимаем при этом, что на глобальном уровне нас окружает мировая тьма, воздействующая на всех без исключения. Те переживания, через которые проходят многие и многие люди в своей жизни являются отражением событий происходящих на более обобщённом, глобальном уровне. Воздействие уровней друг на друга очень глубоко. Если внимательно исследовать те способы, какими мы преодолеваем свои мрачные периоды, то это, возможно, поможет нам отыскать средства для выхода из тьмы на мировом уровне.
Психосинтез и помощь себе
Психосинтез исходит из того, что человеку свойствен естественный процесс развития. Можно предположить,что развитие это идёт в определённом направлении: от конфликта к единению, от неполноты ко всё большей целостности. Процесс развития всегда включает в себя непростые этапы. Помимо периодов гармонии и целостности, радости и вдохновения, в нём присутствуют и периоды дезориентации, борьбы, отхода назад,периоды мрака и кризиса.
«Самореализация – это долгий и нелёгкий путь, проходящий через множество критических стадий» — как заметил основатель психосинтеза Роберто Ассаджиоли. Этот процесс носит характер трансформации и означает одновременно отказ от старых, привычных способов бытия, и подбор новых, более прогрессивных.
Человек обладает свободой воли и возможностью выбора. Поэтому, мы можем по своему усмотрению совершенствовать адаптивные модели поведения и перестать тратить силы на те, которые перестали работать. Это не означает, что мы можем контролировать всё происходящее с нами, но выбирать своё отношение к этому и собственные способы реагирования для нас вполне возможно.
В состоянии боли и отчаяния, в депрессии, когда человек целиком сконцентрирован на своих страданиях, бывает очень трудно поверить и осознать существование помощи. Об этом говорится в одной изсуфийских притч:
«Один человек умер и попал на небеса. Он стал благодарить Бога за то, что Бог оказывал человеку помощь при жизни на Земле. Окидывая взором свой жизненный путь, человек видел две пары следов идущие рядом. Одна пара следов принадлежала Богу, другая человеку. Но тут, он вспомнил мрачный период своей жизни,и, взглянув вниз, разглядел в том месте лишь одну пару следов.«Где же Ты был, — воскликнул человек, — когда я нуждался в Тебе больше всего?». И Бог ответил: «Именно тогда Я нёс тебя на руках».
Эта притча говорит нам о том, что помощь реальна. Какая помощь, в каких формах, как мы можем её узнать, как мы можем её получить?
Я думаю, что часто помощь мы получаем через изменение нашего восприятия и отношения к ситуации. Помочь в этом может всё что угодно. Прекрасная мелодия, взгляд незнакомца, пролетающая мимо птица, воспоминание из прошлого, подходящая мысль, неожиданно прочитанная в книге, нечто задевшее нас за живое. Это может быть послание, полученное в сновидении или в форме внутреннего диалога с архетипом мудрости, представшим в образе почтенного старца, женщины или невинного ребёнка. События такого рода могут обладать удивительной целительной силой и оживлять в нас нечто важное и ценное, пробуждать в нас любовь, очищать нас через смех, слёзы, тишину. Эти события зачастую выводят нас за рамки обыденного, утилитарного восприятия жизни в область духовного измерения бытия, побуждают нас жить более целостной и альтруистической жизнью. Такие ценные происшествия, встречи и диалоги могут происходить не только в нашем сознании, но и вполне объективно между нами иреальными людьми.
Психосинтезом подобные происшествия и открытия интерпретируются как проявление нашей духовной, мудрой природы, нашего Высшего, подлинного Я, источника нашего нового будущего. Существуют приёмы, которые помогаю сознательно открываться этому опыту, например – медитация, молитва, хотя мудрость жизни, конечно, ничем не ограничена сама по себе.
Помощь, повторюсь ещё раз, может приходить самым неожиданным для нас образом. В качестве примера можно привести эпизод из фильма «Красота по-американски», где один из героев фильма делится своим духовным ощущением жизни с одной из героинь. Он показывает ей домашний видеофильм, в котором на ветру летает пластиковый пакет. Выглядит это так, будто пакет живой и ведёт себя разумно. Это незначительное, казалось бы, событие помогает тонко чувствующему герою открытьощущение духовной красоты и безопасности, наполняющей мир и разделить это переживание с героиней, несмотря на драматические обстоятельства их жизни.
Да, голос сомнения может быть очень силён и отрицать всё чудесное, что может происходить с нами. Говорить о том, что всё это не серьёзно, не реально, обращаться к нашей логике, рассудочности. Однако глубоко внутри мы знаем правду!Та помощь, о которой здесь идёт речь — реальна и она действительно существует! Энн Йоманс так говорит об этом: « Называя это помощью, я говорю даже не просто о психической стороне нашего существа, но о природе мира, в котором мы живём».
Сейчас предлагаю Вам проделать небольшое упражнение:
Ненадолго задумайтесь о «мрачном периоде» в вашей жизни.Это может быть этап, который вы уже пережили или в котором пребываете до сих пор. Попытайтесь почувствовать, чем это время было или является для вас. Вспомните, когда оно началось? Когда вы впервые осознали данный период как мрачный? А теперь представьте себя в это время. Каким вы были тогда или являетесь сейчас? А теперь, если всё уже закончилось, посмотрите – каким вы стали, пройдя этот этап. Как вы себя чувствуете? Каким образом вы поняли, что начинаете чувствовать себя лучше?Если данный период для вас ещё не закончился, попытайтесь представить себе, каким будет ваш выход из него.
Можете ли вы, вспоминая этот период, составить представление о его общих очертаниях – как он начался, как протекал и как закончился?
Что помогало вам раньше или помогает сейчас пережить это время? Откуда вы не получаете помощи?
Что такого мог бы кто-то сказать или сделать для вас, чтопомогло бы вам больше всего? Задумайтесь над этим вопросом, и, когда найдёте ответ, посмотрите, нет ли какого-то способа получить подобного рода поддержку прямо сейчас-либо в словесной форме, либо через привлечение каких-то дополнительных сил. Как бы вы могли самостоятельно поддержать себя, оказать помощь себе? Запишите коротко ваши впечатления.
Разрушение и созидание
Как уже говорилось, в рамках процесса развития существуют периоды, которые можно обозначить как этапы разрушения, когда происходит ломка, отмирание или «позитивная дезинтеграция» некоторых наших естественных способов видения мира, познания самих себя, отношения к окружающему, стереотипов.
Понятие созидания нам вполне знакомо. Оно обозначает время нового строительства, время реформирования структуры. О разрушении мы знаем гораздо меньше. Явление разрушения нас часто пугает. Тех, кто переживает этап ломки прежней структуры, мы нередко считаем сбившимися с пути или потерявшими себя людьми. Вспоминаются слова одного моего клиента. Этот человек рассказывал об отношениях со старым другом, который пребывал в состоянии кризиса, возможно в состоянии депрессии. Он говорил: « Мне страшно здороваться с ним за руку». — На вопрос « Почему?» -он ответил: « Я боюсь заразиться неудачей».
Да, мы редко проявляем уважительное отношение к подобным периодам и к людям в подобных состояниях, не воспринимаем происходящее как необходимую часть процесса роста. Мы надеемся, что всё это скоро пройдёт, одновременно испытываем тревогу, что кому – то, или нам самим не удаётся выйти из данного состояния. В нашей культуре в целом отсутствует понимающее и уважительное отношение к процессу разрушения, как к необходимому этапу личного и общественного развития. Мания внешней успешности обуяла всех. На самом же деле, никакое подлинное созидание невозможно без разрушения, подтверждением этому может служить мудрость Востока. Хочется привести поэтическую цитату из произведения Джебрана Халиля Джебрана «Пророк». На мой взгляд, в ней отражается суть проблемы обсуждаемой здесь. Прочтите неторопясь.
«…
— Ваша боль от того, что ломается оболочка, скрывавшая вас от понимания вещей. Чтобы сердце плода могло предстать перед солнцем, его твёрдая косточка должна расколоться.
Вот так и вы должны узнать свою боль.
И если бы сердце ваше не переставало изумляться чудесам, которые жизнь приносит вам каждый день, ваша боль казалась бы вам не менее дивной, чем радость.
И вы бы смирились со сменой года вашего сердца, подобно тому, как принимаете и смену сезонов, проходящих через ваши поля. И наблюдали бы безмятежно за зимами ваших печалей…».
Наша культура построена на отрицании смерти. Разрушение же порой весьма схоже со смертью — это отмирание определённых способов бытия и конкретных навыков преодоления жизненных трудностей. Нам ещё предстоит узнать и убедиться, что на процесс распада можно смотреть как на важный и полезный этап в строительстве нового. Мы можем понять, что маленькие смерти, равно как и большие – необходимы, они являются неотъемлемой частью жизни и неотделимы от неё. В них нет ничего страшного, их не надо бояться, хотя порой они выглядят пугающе. Мы должны поддерживать наших друзей, пациентов, клиентов, самих себя в этом едином процессе роста.Подобные явления мы можем наблюдать и в природе. Например, осенью, когда желтеют и опадают листья, природа, как бы разрушая лишнее, готовится к зиме, чтобы вновь возродится весной и расцвести летом.
Помимо периодов разрушения и созидания процесс развития включает ещё одну фазу, которую можно назвать — промежуточный период. Это те мгновения зимы, когда, кажется, что весна уже никогда не наступит. В это время чувства заброшенности и одиночества переживаются наиболее остро, а старые символы кажутся лишенными силы и смысла.
Рассмотрим проблему самопомощи в контексте этих трёх стадий: помощь себе в период разрушения, в промежуточный период и в период созидания новой структуры. Из соображений удобства указанные стадии мы рассмотрим последовательно, хотя в реальной жизни они часто переплетаются друг с другом.
Помощь себе в период разрушения
Первое, что следует предпринять, это признать сам факт вступления в полосу разрушения, когда старые приёмы перестают работать, а прежние символы оказываются пустыми и теряют жизненную силу и смысл. Наступает момент, когда привычные навыки и модели поведения теряют прежнюю эффективность, и это рождает ощущение неустроенности. Возникает чувство разлада с собственной жизнью, чего месяц – два назад ещё не было. Обычно в такой ситуации мы пытаемся жить по-прежнему.
Часто причиной потери ориентиров является какое-то внешнее событие – смерть близкого человека, переезд, разрыв отношений, потеря работы. Но бывает, что такой внешней причины нет – просто возникает ощущение, что внутри у нас что-то изменилось, произошёл какой-то сдвиг. Причин может быть несколько и тогда кризисное состояние имеет сложную природу.
Признание и принятие факта происходящего — уже способно снизить уровень тревоги и позволить двигаться дальше. Можно дать какое-либо название этому этапу. Например – «изменение» или «переходный этап», или «крушение» — это также может принести облегчение и придать рациональный смысл происходящему. Как известно иррациональное и непонятное пугает нас больше, нежели то, что символизировано, обозначено, определено, названо, узнано. Присвоение имени тому или иному событию может дать некоторое ощущение контроля над ним и даже наполнить его смыслом. Уже одно спокойное проговаривание фразы: «Просто сейчас для меня наступил переходный период» — способно оказывать успокаивающее воздействие и давать ощущение большей безопасности. «Я не понимаю, что происходит, но знание об этом где-то присутствует»-ещё один возможный вариант. « Я не нахожусь в пустоте и одиночестве. Есть люди, которые знают — что со мной происходит». Могут быть и другие варианты. Лучше поискать тот, который наилучшим образом подойдет вам, который наиболее адекватно, по вашему ощущению, отразит ваше состояние и возможно наметит пути выхода из него.
Для периодов разрушения ещё очень характерно чувство стыда, сопровождаемое острой самокритикой. Это чувство стыда может сопровождаться – например, такими формами мышления: « Я не могу делать даже то, что у меня легко получалось раньше. Мне страшно браться за серьёзные поручения. Я не могу управлять своими подчинёнными, как раньше. Мне стыдно, и я не хочу, чтобы окружающие об этом узнали. Люди не поймут меня, они меня осудят». Осуждение со стороны других людей чаще вызвано непониманием, которое обычно и является подлинной причиной критики. Однако самая жёсткая критика исходит от нас самих. И это является ошибкой. Именно в это время мы как никогда нуждаемся в добром отношении к самим себе. Мы нуждаемся в поддержке, участии и доверии в эти периоды, как со стороны окружающих, так и от себя самих.
Но сильная подверженность стереотипам нашей культуры, где идеалом считается человек — не позволяющий себе расслабляться и уверенно продвигающийся вперёд,мешает нам понимать происходящее, ведь любые отступления от этого пути осуждаются.
Вспоминаю надпись на спортивной сумке моего школьного друга на латыни, олимпийский лозунг: « выше, сильнее, быстрее!» -как нельзя лучше отражающий перфекционистские тенденции нашего времени. А ещё вспоминается замечательная фраза: «Выживает сильнейший». И это, всё ещё греческое язычествосуществует на фоне совершенно другого мироощущения, выраженного например словами Христа в нагорной проповеди: «Кроткие унаследуют землю», или «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».Совершенно другое измерение восприятия, но как трудно прийти к нему в повседневной жизни. Ведь всегда хочется выглядеть на миллион долларов, как минимум! Какие там кризисы роста.
Нам необходимо переучиваться! В ситуации кризиса человек теряет старые способы защиты, становится особенно открытым и ранимым, а потому и особенно чувствительным к реакциям окружающих. Такая ранимость делает переживающего переходный этап человека очень уязвимым.
Думаю, что для многих, это время становится периодом испытания дружеских связей и поиска новых форм отношений, более адекватных происходящим переменам. В это время очень важно – кто с тобой рядом? Можешь ли ты опереться на этих людей? Если нет, то, как можно изменить существующее положение вещей? Помогает ли вам в трудные минуты та среда, которую вы создали вокруг себя, среда не только физическая, но и эмоциональная, психологическая и духовная?
Тщательный подбор своего окружения станет частью вашей помощи себе, частью вашего самолечения.
Другим важным аспектом периода разрушения является встреча человека с прежде незнакомыми ему частями его собственной души. Мы нередко оказываемся в этот период перед необходимостью увидеть и принять неизвестные и неприемлемые для нас ранее части нашего собственного существа. Такая встреча весьма вероятна потому, что части эти усиленно стремятся привлечь наше внимание к тем причинам, которые обусловили возникновение кризисного состояния.
В такие минуты жизни на поверхность выходят короли и принцессы, мудрецы и колдуньи, демоны и драконы. Относясь к этому с пониманием, мы научимся сами находить их, встречать и приглашать их к себе. Они могут появляться в форме сновидений, или новых моделей поведения, в виде мечтаний о новом стиле жизни или в форме влечения к какому – то новому типу людей. Поначалу эти части нашей души кажутся нам пугающими, но рано или поздно они должны были появиться. Не следует гнать их от себя, надо постараться лучше узнать их.Это может открыть возможность новых взаимоотношений с собой. Именно в данной области психосинтезом накоплен большой опыт работы с такими частями. Эти новые стороны души являются тем даром, который помогает нам обрести большую целостность.
Скажем, к примеру, что при лечении зависимостей очень помогает осознание, как больной части личности, так и открытие духовной части личности. Встреча как с той, так и с другой поначалу могут вызывать некоторый шок. Но в процессе терапии всё постепенно встаёт на свои места и человек, пройдя через кризис, обретает себя, как более гармоничную личность и освобождается от навязчивого влияния прежде плохо осознаваемой больной части себя. Духовная же, здоровая часть личности становится тем внутренним потенциалом, который создаёт опору внутри человека и позволяет ему расти и справляться с трудностями жизни, не прибегая к ложным способам разрядки вроде алкоголизации или употребления наркотиков.
Итак, признав наличие деструктивного процесса, дав ему имя и приняв эту фазу жизни как данность, мы обнаруживаем, что обладаем уже некоторой свободой в отношении того, каким образом реагировать на происходящее. Поначалу, нам может казаться — невозможным изменить что либо, и мы можем кричать и возмущаться, что всё не так как нам бы хотелось. Типичное настроение данного этапа выражается во фразе: «Это несправедливо!». Тем не менее, осознав реальное положение вещей и приняв его, мы начинаем понимать, что обладаем свободой выбора в плане наших возможных реакций на происходящее. В число этих реакций входитдоброжелательное принятие и исследование незнакомых ранее сторон собственной натуры, и открытие новых душевных качеств, которые они с собой привносят.
Помощь себе в промежуточный период
Промежуточный период можно описать как время, когда старые модели уже не работают, а новые ещё не созданы. Если этап разрушения прежней структуры можно уподобить осени, то промежуточный период скорее похож на зиму. Порой это время кромешной тьмы и отчаяния, суровое испытание крепости нашей веры. Часто оно переживается как период пустоты и скуки, как время, когда с трудом верится, что свет в конце тоннеля всё – таки рано или поздно забрезжит.
И снова, как и в фазе разрушения одно лишь обозначение этой части творческого процесса названием «промежуточный период» может принести значительное облегчение – неважно, идёт ли речь о создании произведения искусства, написании научной работы или личностном росте.
На данном этапе вполне уместно заняться переоценкой ценностей и расстановкой новых приоритетов.
Промежуточный период – это время вопросов, а не ответов на них. Это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения.
Один священник как то сказал: «Мы ближе к Богу, когда освободившись от старых представлений, ещё не успели обрести новые».
Будьте терпеливы ко всему нерешённому в вашей душеи постарайтесь научиться любить вопросы как таковые.
Это нелёгкая задача для тех, кто привык всему находить готовые решения и управлять событиями. В это время также необходимы участие, доброта и терпение по отношению к себе. Это время для отдыха, поскольку отдых даёт душе возможность перестроить себя, не тратя силы на попытки понять происходящее и разобраться во всём как можно скорее.
Ещё одна рекомендация для тех, кто переживает промежуточный период, когда старое уже не работает, а новое ещё не родилось, состоит в том, чтобы жить каждым отдельным днём. В каждый момент делайте то, что необходимо делать именно сейчас. Если это мытьё посуды – мойте посуду, прогулка с ребёнком — гуляйте с ребёнком, и так далее. Делайте всё внимательно и тщательно, но не механически, а присутствуя в том — что вы делаете.
Это подходящий момент, чтобы привести в порядок все текущие дела, подобно тому, как поступают люди, предчувствуя близкий конец. Можно написать письма, которые давно собирались написать, покрасить веранду на даче, до которой не доходили руки и тому подобное. Приводя дела в порядок, человек готовится к грядущим переменам, к переходу в новое качество, к пересмотру всего, что было прежде.
Расставание с прошлым неизбежно связано с тоской по нему, с оплакиванием безвозвратно ушедших времён, и желанием, чтобы всё вновь вернулось на старые места. Этот процесс не бывает безболезненным. Эти слёзы подобны необходимой для дальнейшего роста питательной влаге – помогают растопить лёд в самых потаённых уголках наших сердец.
Также может возникать сильное чувство гнева, как протест против утрат и неправды, которые нам довелось пережить, как возмущение несправедливыми порядками в мире, которые мы не в силах изменить. Это не просто некое житейское раздражение, это действительно глубокое переживание или сопереживание от ощущения неправды и боли связанной с ней.
Этот этап ассоциируется у меня отчасти с тем, что у Анонимных Алкоголиков называется «достижение собственного дна». Человек,падающий на дно – это человек, который неожиданно для себя вновь может почувствовать почву под ногами. В этой отчаянной ситуации вдруг может проявиться Божественный свет, о котором человек возможно и не задумывался никогда. Подобное, как мне кажется, произошло с основателем движения Анонимных Алкоголиков, показанное в художественном фильме «Меня зовут Билл».
О подобном событии, произошедшим с ней, рассказывает и Энн Йоманс: « Я ничего больше не понимала …Я отправилась в этот путь потому, что у меня не было никакого другого выхода, но вступая на него, я не знала – сумею ли найти там хоть что-нибудь, кроме мрака. Я падала всё ниже и ниже…, и у самого дна этой жуткой, чёрной пропасти мне явился светлый образ. Это была женщина — глаза, руки, и сердце которой излучали сияние. Она спокойно шла по коридору больницы, одаряя своей любовью всех страждущих. Слов почти не было. Но кто мог предположить, что она находится там? Уж, конечно не я … Таков мой личный опыт погружения во мрак. Тоже самое я слышала и от своих пациентов. Если двинуться напрямик, можно зайти очень далеко».
От себя могу добавить одну из удивительных историй, произошедших со мной. Однажды, переживая состояние глубокого кризиса, я пришёл в гости к своим друзьям. Чувствовал я себя абсолютно выбитым из колеи, мягко говоря. Сил не было, работы тоже, близких людей осталось совсем немного. Друзья возились с приготовлением обеда на кухне. Я находился в комнате с маленьким ребёнком моих добрых хозяев. Ребёнок ещё не умел говорить и сидел рядом со мной занятый какой-то игрой. Несколько отрешённо глядя на ребёнка и ощущая сильную душевную боль, я с грустью и без особых надежд подумал: «Кто же мне поможет?!». Вдруг, сразу после этой мысли, ребёнок неожиданно повернулся ко мне, посмотрел на меня очень осмысленным взором и одновременно положил на меня обе свои маленькие ручки. Движение было необычным. Обе ладошки рядом и одновременно. Наложение рук продолжалось, наверное, не более нескольких секунд. Боль из меня просто ушла, как воздух из сдувшегося шарика. После чего, ребёнок снял с меня руки и продолжил играть, как будто ничего и не было. Какое то время я не мог сдвинуться с места от удивления. Как выяснилось после, подобных действий у этого ребёнка родители ранее не наблюдали.
С похожими феноменами я ещё не раз сталкивался позже в других ситуациях, с другими людьми. Эта помощь была очень действенна и своевременна! Что интересно, её проводниками могли являться как конкретные люди, так и просто непосредственно духовный опыт в виде появления внутреннего ощущения света, умиротворения, чувства любви, благодарности, принятия происходящего, доверия. В реальном существовании подобной помощи у меня нет никаких сомнений! Это как мой опыт, так и опыт многих других людей — либо спонтанно переживших нечто подобное, либо сознательно ищущих духовной помощи и поддержки в молитве, медитации, в общении с духовно опытными людьми.
Промежуточный период, также время выбора правильного баланса между духом и телом, движением и покоем, действием и бездействием. В это время происходит его перестройка, так как прежний баланс оказывается неэффективным.
«Зимой необходимо помириться с собственным незнанием и утверждать жизнь, не ожидая никаких результатов, утверждать жизнь внутри и вовне себя, а когда придёт весна, жизнь эта даст почки и появятся молодые зелёные побеги. Может показаться, будто весна – это самое лёгкое время года, но, как известно, именно весной случается больше всего самоубийств. Кто не сумел правильно пережить зиму – вступил с ней в борьбу и не принял на деле предложенный ею шанс пережить разом и смерть и рождение, или наоборот, слишком сильно поддался ей, забыв о грядущей смене времён года – тот может оказаться неготовым и к принятию нового, и тогда страх перемен обернётся для него депрессией и возвратом к прошлому». Л.Леонард.
Помощь себе в период созидания
Пережив период разрушения, когда всё рассыпается, а затем промежуточный период, наполненный ожиданием, сомнениями и бездействием, мы естественным образом выходим на этап создания новой структуры. Перед глазами постепенно разворачиваются очертания новой жизни. Возвращаются прежние надежды и появляются новые. Каковы же основные принципы самопомощи в этом периоде?
Не делайте скоропалительных выводов о том, в каком направлении пойдёт развитие нового, изучайте его признаки, действуйте по методу проб и ошибок. Не бойтесь совершать промахи, действуйте, экспериментируйте. Не всё может быть подходящим для вас и как раз именно ошибки помогут вам яснее представить направление будущего пути.
Чтобы новая целостность обрела устойчивые формы необходимо время. Процесс этот протекает на такой глубине, куда сознание наше проникнуть не в силах. Внутри нас рождается новая структура, и важно обеспечить время и пространство, необходимые для этой деятельности. Но это не пассивное ожидание или расслабленность – наоборот, это состояние полной готовности и восприимчивости.
Здесь нас могут подстерегать две крайности. С одной стороны, это стремление обеспечить полную гарантию своих действий, что порой приводит к пассивности, инертности и зависимости, а с другой – желание добиться всего поскорее и поспешность в попытках схватить новое. Знание собственной склонности к тому или иному типу поведения в конкретных ситуациях поможет разобраться, с чем именно необходимо бороться.
В это времятакже полезно осмыслить весь процесс переходного периода в целом. В этом вам помогут ваши записи в дневнике, сделанные за время этого периода. Возможно, вы обнаружите единую логическую цепочку происходящего, которую не могли осознать раньше.
Такой взгляд назад укрепляет веру в процесс развития и придаёт новые силы для борьбы с трудностями и помощи тем, кто проходит подобный путь. Он даёт веру, основанную на собственном опыте, который гораздо важнее любых теорий и моделей, в том числе и моделей человеческой души.
Помощь себе в глобальном масштабе
Получив опыт и понимание переходных этапов на уровне отдельного человека, разобравшись в этом процессе и поверив в него в отношении самих себя, мы можем попытаться отнести его и к тому, что происходит сегодня со всем человечеством в целом.
Мне кажется, что наивысшей ценностью, которую приобретает человек прошедший переходные периоды, периоды погружения во тьму отчаяния, гнева, одиночества, отчужденности от других людей и не заиндевевший при этом – это дар сострадания, ощущение собственной причастности и ответственности за то, что происходит не только в его личном, маленьком мире, но и в целом. Видя, чувствуя, осознавая боль, которую испытывает в тех или иных формах всё существование, всё человечество — такой человек перестаёт его отвергать, а наоборот принимает и благословляет. В разных культурах мы можем находить некие подобия, некие пересечения на эту тему, при всей несхожести этих культур. Например, в Православии мы знаем об одной из высочайших степенях духовной зрелости – это плач о мире, когда человек своей молитвой и глубочайшим молитвенным плачем как бы очищает этот мир скорби. Подробнее об этом можно узнать, например, прочитав книгу Преподобного Силуана Афонского. В Буддизме существует так называемый обет бодхисатвы — это обет сознательно рождаться в этом мире из чувства глубокого сострадания ко всем живым существам — для помощи им, до тех пор, покавсе живые существа не достигнут состояния просветления и не освободятся от страдания.
Таким образом, человек научаясь преодолевать собственные кризисы, собственные переходные этапы, познавая границы собственного разума и собственной воли, научается выходить за их пределы, обращаться к Богу, ища помощи в молитве и медитации, обретает крепость помогать и другим.
Закончить хочется словами Энн Йоманс: « Это время, когда надо заглянуть в лицо тьме, встретить зиму, по образному выражению Л.Леонард, познать отчаяние, о котором пишет Дж. Макей, и испытать скорбь по нашей планете, о которой говорит Х.Кэлидотт. Приняв этот вызов, мы яснее ощутим свою связь со всеми существами. Ведь печаль, и боль присутствуют в каждом из нас как следствие страданий всего рода человеческого, частицей которого мы являемся. И мы чувствуем это страдание, поскольку все связаны друг с другом. Оно – знак нашей взаимозависимости, нашего единства и путь к великой любви и полному исцелению».
В статье использованы материалы статьи Энн Йоманс: «Самопомощь в мрачные периоды» из книги «Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии»/ Под ред. А.А.Бадхена, В.Е.Кагана. М.: Смысл, 1997.