Психолог об агрессивности у детей.
Агрессивное поведение на сегодняшний день – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это воспринимается ими, как наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. В связи с этим, тема данной статьи представляется нам – психологам и родителям в одном лице, весьма актуальной и животрепещущей!
Прежде всего, давайте разведём понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия-это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. У малыша время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью.
Проявления агрессии встречаются у многих детей дошкольного и школьного возраста.
Причинами и факторами такого поведения могут являться:
- Введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений;
- Наследственно-характерологические факторы;
- Биологические факторы (связь с установлением биохимических, гормональных механизмов);
- Некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга;
- Влияние социального окружения: семья, окружающие дети,
средства массовой информации.
Можно с уверенностью утверждать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те, или иные поступки и действия – вот те параметры, которые психолог выясняет в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессивности у ребенка, то почти наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.
Существуют разные формы проявления агрессии и агрессивного поведения по А.Бассу и А.Дарки:
- Физическая;
- Вербальная (угрозы, крики, ругань);
- Косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики, топанье);
- Раздражение (вспыльчивость, грубость);
- Негативизм (оппозиционная манера поведения).
Агрессивность в поведении ребенка может быть как физически, так и психически обусловленной:
1) агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм);
2) агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как изначально она играет защитную функцию – функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.
Э.Фромм выделяет «доброкачественную» агрессию, которая появляется в момент опасности как реакция на угрозу, и «злокачественную», которая проявляется в деструктивности, жестокости; целью ее является получение удовольствия.
О.Хухлаева выделяет следующие виды агрессии:
- Защитная;
- Деструктивная (разрушительная);
- Демонстративная (привлечение к себе внимания).
Часто на поведение детей влияют модели поведения, которые воспроизводят их родители:
1. Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку, что приводит к появлению у ребенка защиты или подражания такого типа поведения. Такой ребенок часто конфликтует, дерется на занятиях.
2. Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. В этом случае уровень агрессивности у ребенка повышается, что допускает вероятность ответной агрессивности в старшем возрасте.
3. Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость. В результате акцентуация поведения, нежелательное поведение закрепляется.
Так же неожиданные агрессивные реакции могут появляться в периоды возрастных кризисов. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и ребёнок нуждается в помощи.
Одной из причин появления агрессивных реакций в поведении ребёнка может быть внутренняя неудовлетворенность статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:
— внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
— обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
— широта кругозора;
— позитивная оценка взрослого и т.д.
И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже – отвергают его, агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» со стороны взрослого.
Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется оно тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого – неудовлетворенная потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничений естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Некоторые педагоги не знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность ребенка в движении. Они игнорируют то, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они (действия) часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, то есть ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.
Таким образом, первым шагом психолога в работе с агрессивным ребенком является выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах. С этой целью используются различные диагностические методы.
Психологическая помощь агрессивным детям и их родителям.
При коррекционной работе психолога с ребенком ведется параллельно работа со взрослыми, его окружающими. В зависимости от выявленных причин, со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:
— изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
— изменение стиля взаимодействия с детьми;
— расширение поведенческого репертуара родителей через развитие их коммуникативных умений.
Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:
1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
5. Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.
Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»). Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и реагируют на него, но воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение, не поддерживая его похвалой. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Своевременная помощь специалиста – психолога поможет Вам правильно сориентироваться в ситуации воспитания и скорректировать поведение ребёнка. Звоните нам прямо сейчас! Чем раньше психолог сможет оказать помощь Вам и Вашему ребёнку, тем меньше негативных последствий от деструктивной агрессивности в Вашей жизни!
При написании статьи использовались материалы из книги «Практикум для детского психолога» Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько.-Изд. 8-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011.